вторник, 14 апреля 2015 г.

Третье место


Л.Криницын: У большинства из нас есть два обязательных места: дом и работа. Но хочется еще и чего-то другого. Чего-то для творчества, для души.  Чего-то третьего.
Об этом я беседую сегодня с заведующей Детской библиотекой истории и культуры Петербурга Мирой Васюковой. Эта библиотека находится в уникальном месте Санкт-Петербурга - знаменитом Доме Бажанова - шедевре северного модерна. Мира, расскажи немного об этом месте и самой библиотеке.

Дом Бажанова

М.Васюкова: Самой библиотеке в прошлом году исполнилось 80 лет, тридцать из этих восьмидесяти библиотека провела здесь - в этом доме. Дом – памятник архитектуры федерального значения, Дом торгово-промышленного товарищества Бажанова и Чувалдиной. У библиотеки в этом доме началась абсолютно новая жизнь, потому что из обычной маленькой детской библиотеки, которая жила себе припеваючи на Фонтанке, она стала вырастать в совершенно иную библиотеку, потому что вот эти условия архитектурного изыска, особого памятника, подсказали путь развития самой библиотеки. Она выросла в единственную в своём роде библиотеку истории и культуры Петербурга, в единственную библиотеку для детей, посвящённую истории своего города. Такого нет ни в Москве, ни в других городах. Здесь мы оказались первопроходцами. Иногда я думаю, что не случайно это произошло в Петербурге, коль уникален город, поэтому в нём и могла появиться такая библиотека.

Парадная лестница Дома Бажанова

 Л.Криницын: У нас действительно очень много чего уникального по сравнению с другими городами. У нашего города особая аура, и в этом доме это ощущается особенно сильно.

М.Васюкова: В других городах библиотеки обычно имеют краеведческую направленность, а кроме истории своего края можно изучать город во всём его многообразии, особенно, если это такой город, как Петербург. Петербург – это значительно больше, масштабнее, чем любой край. Есть очень много аспектов, линий, направлений взаимодействия с городом, познания его. 

Л. Криницын: Петербург – город мировой культуры, но сами культурные центры, точки, площадки имеют разную природу. Известно, что в том же Париже очень большую роль в культуре сыграли небольшие кафе, где собиралась элита культурной жизни Европы. Можно вспомнить и наш Сайгон 70-х, 80-х годов. В настоящее время, как ты думаешь, эта традиция остается, продолжается, развивается, умирает?

М. Васюкова: И существует, и развивается. Мне кажется, если вспоминать о кафе Сайгон и прочее, это были те места, в которых достаточно демократично можно было при любом кармане и любых возможностях провести свободное время, пообщаться с близкими по духу людьми. Во всех других местах все было достаточно официозно, в том числе и в библиотеках, если брать то время. Сейчас по-разному можно относиться к этой кофейной сфере. Мне кажется, что сейчас тоже много таких площадок, куда с удовольствием собираются люди одного круга, одной сферы интересов, и за чашечкой кофе могут провести время, хотя теперь это достаточно дорогое удовольствие. Но есть и кафе, которые кроме кофе предлагают и какую-то культурную программу.

Л.Криницын: Ну, есть, например, кафе «Книги и кофе».


М. Васюкова: «Книги и кофе» – это, по-моему, особое явление в культурной жизни Петербурга, я слежу за ними по интернету, потому что я состою в группе «Книги и кофе», слежу за их новостями, страшно завидую тому, что там происходит, чаще всего мне просто туда не добраться. Это – то, когда совпало время, место, публика, то, из чего она выросла. Это очень интересно, и скорее всего это не одно такое место.

Л. Криницын: А что ты можешь сказать о современном кино, телевидении и фильмах в интернете?

М. Васюкова: С кино я не знакома, признаюсь абсолютно честно. Я делала попытки сходить в кинотеатр. И после этого я поняла, что ещё долго не захочу идти в кинотеатр, я лучше посмотрю дома по телевизору или дети скачают из интернета. В кинотеатре было очень громко, уши у людей моего поколения устроены иначе, мы тише говорим, лучше слышим.

Л. Криницын: Мы с женой смотрим фильмы в основном в интернете, по телевизору – процентов пять из того, что можно смотреть.

М. Васюкова: Может даже меньше.

Л. Криницын: Вот есть ещё одно такое место интересное в Петербурге, храм Петра и Павла на Невском. Там регулярно проходят органные концерты, и не совсем концерты, скорее мессы, когда играет духовная музыка и звучит голос солистки. Закрыв глаза, легко можно представить, как это было сто-двести лет назад, когда большая лютеранская община, собираясь под сводами собора, слушала эту музыку.

Храм Петра и Павла на Невском

М. Васюкова: В традициях ряда религий – слушание музыки, органа… Храмы так устроены, что там можно сидеть и слушать музыку. Это хорошее дело, это есть в нашем городе, и много сейчас коллективов, которые выступают на таких площадках, им не нужно платить за место.

Л. Криницын: Да, там вообще всё благотворительные варианты.

М. Васюкова: По-разному. Но пускают туда тех, кого считают возможным пригласить на бесплатную площадку. Поэтому, есть уже свои «намоленые» места у каких-то групп, коллективов, которые играют серьёзную музыку, и духовную в том числе. Есть любители такой музыки, особенно среди пожилых людей, и они с удовольствием ходят и слушают такую музыку, особенно если есть возможность пойти бесплатно и послушать хорошую музыку в хорошем исполнении.

Л. Криницын: А как бы ты тогда охарактеризовала библиотеки в этом культурном пространстве?

М. Васюкова: Ну, культурное пространство, мы даже, я бы сказала, не обозначили. Остались в стороне музеи, какие-то площадки специально для концертов, и много чего другого... 

Л. Криницын: Ну да, театры…

М. Васюкова: Да, само собой. Библиотеки были, есть и будут тем самым местом, в котором люди тоже могут найти какое-то отдохновение для своей души. Библиотеки, как правило, всё-таки достаточно гармоничные учреждения, тихие, не очень пафосные. Хотя есть и пафосные, которые очень активно себя пиарят, и хорошо, что они это делают. Библиотеки вообще-то очень изменились за последнее время, таких тихих «уткиных заводей», в которые случайно забредали посетители, их практически не осталось. Библиотеки не могут существовать, если к ним не ходят люди, поэтому они делают все возможное и невозможное, чтобы люди к ним ходили. Какие это способы. Концерты, которые делаются в храме, такой же концерт, если есть условия, делается и в библиотеке. Ну на примере нашей библиотеке. Конечно возможности, которые нам дает Дом они шире, чем возможности любой другой библиотеки. Мы стараемся все данные нам возможности использовать, потому кроме традиционных, у нас есть еще несколько направлений деятельности.

Камин по эскизам Врубеля в Доме Бажанова

Направление экскурсионное, потому что Дом – уникальный объект архитектуры. Потребности в экскурсиях они есть все время. Причем интересно, что потребности есть и у самых маленьких деток с родителями, и у пожилых людей, и у инвалидов, и у интернет-сообществ. У самых-самых разных категорий. Со всеми мы отрабатываем по-честному и с максимальной отдачей. Сколько просят, столько и делаем, делаем все бесплатно, я подчеркиваю. Принцип наш такой главный.
Другое направление – это концертная деятельность. Хороший зал, хорошая акустика, и мы даем возможность выступать детским коллективам. К нам обращаются из школ и просто творческие коллективы, мы принимаем всех, кроме любителей эстрадного пения, потому что оно нам немножко не по формату, у нас не поют с микрофоном, не принято так. А взрослые - это, конечно, только профессионалы. Мы прошли через «пробивание» непрофессионалов, это очень большое испытание для нас. Сейчас мы принимаем только профессионалов. Это студенты творческих вузов и Консерватории. У нас все бесплатно. У нас очень много концертов. Были и звездные моменты, когда у нас выступал, вспоминаем вместе, виолончелист.

Л. Криницын: Оратовский, да, это был высший класс. 

М. Васюкова: У нас намечается концерт старинной музыки. Когда мне говорят: «Старинная музыка», то я говорю: «Да, да, да!» Иногда бывает что-нибудь экзотическое, но реже. Вот ханга не было еще. Это инструмент, который меня покорил абсолютно.

Л.Криницын: Это тот, который похож на летающую тарелку?

М. Васюкова. Да, который похож на летающую тарелку. Ой, какая музыка, тут я прямо тоже бы не устояла. Невероятно звучит.

Л. Криницын: А есть еще и выставки.

М. Васюкова: Выставки – это важная часть нашей жизни, просто зал позволяет нам делать их. У нас есть маленькие выставочные пространства, где мы показываем, например, рисунки детишек-аутистов, или настоящие рукотворные чудеса современного художника. На большие выставки в Белом зале очередь у нас расписана на три года вперед. У нас тоже есть абсолютно свои принципы, особое отношение к этим выставкам, отбору претендентов, отбору материалов. Мы четко придерживаемся своих этих правил, поэтому эти выставки интересуют и публику, и авторов выставок. Очень скоро у нас будет выставка, работы которой к нам приехали из Самары. Это выставка книжного натюрморта.

Л. Криницын: А вот я знаю, что у библиотеки есть полторы тысячи подписчиков в группе в интернете. 

М. Васюкова: Почти полторы тысячи. 

Л. Криницын: Я, поскольку занимаюсь сейчас тем же самым для нашего творческого объединения «АртСфера», обращаю внимание на различные сообщества в интернете. Большинство из них декларирует какие-либо положительные цели.

М. Васюкова: Ну, сообщества в интернете есть разные, но то, что люди имеют возможность объединиться в наше сумасшедшее время и быстро обмениваться информацией, мнениями, и сохранять свой круг общения - это очень важно. Интернет с одной стороны замусоривает наши круги, легко оказаться в нашем круге чужому человеку, но при этом сообщество, как я понимаю, потихонечку «чужих» отсеивает.

Л. Криницын. Ну, это модерируется всё.

М. Васюкова: Конечно, если есть человек, который этим специально занимается. Я, конечно, тоже слежу, кто есть в нашей группе, и безжалостно отсеиваю тех, кто пытается попасть в группу с рекламными целями. Как раз отличие нашей группы, что этих почти полторы тысячи человек пришли без какой-либо рекламы. Рекламой группы мы не занимались. Это все люди, которые за несколько лет бывали в нашей библиотеке на экскурсиях, на выставках, на концертах, на учебных занятиях, это те люди, которым мы понравились, которые захотели установить с нами контакты.
Среди них есть родители, много педагогов, очень много студентов, людей, которых интересует детская литература и Петербург. Все полезные вещи мы стараемся разместить и показать, только просим наших авторов присылать нам краткие сообщения. Интернет-сообщества интересны еще немножко с другой стороны. Мы столкнулись с тем, что если раньше к нам приходили группы по работе, по учебе, еще по каким-то признакам объединения, то достаточно часто теперь к нам приходят люди, объединенные в интернет-сообщества. Так приходили и знатоки истории, и экологии Петербурга, и просто группы единомышленников. Интересно проводить им экскурсии, потому что чувствуешь их какое-то единение. Но есть и негативные ужасные вещи в интернете, и здесь родители должны быть очень внимательны к тому, как социальными сетями пользуются их дети. 

Л. Криницын: Лучше развивать положительный контент, чем бороться с негативным. Мы все должны стремиться к этому. Я, думаю, мы еще продолжим наши беседы на эти и другие темы. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий